«Золотое сечение» веб-картографии

Карта, как любое художественное произведение, требует творческого поиска. Назначение карты является немаловажным фактором при выборе ее дизайна: масштаба, размера подписей, размера деталей и толщины линий. Дизайн настенной карты отличается от дизайна страниц атласа, и обусловлен расстоянием глаз читателя до карты и шириной зрительного охвата.

ПыльнаяДорогаМихайМункачиПыльная дорога, Михай Мункачи, венгерский художник (1844–1900 гг).

Веб-карта — довольно новое направление картографии. Здесь есть над чем поразмышлять. Веб-карта, как правило, мультимасштабная, ограничивается шириной экрана и расстоянием глаз пользователя до экрана. Имеет значение размер экрана. Согласитесь, ширина стенки ситуационного центра сильно отличается от ширины экрана смартфона.

В искусстве, сначала интуитивно, а затем это подтвердилось математически, было найдено «золотое сечение». Правило золотого сечения успешно применяется при составлении художественной композиции, в фотографии, а так же в архитектуре.

IMG_3225

 Пар на железной дороге, Михай Мункачи, венгерский художник (1844–1900 гг).

Разбирая композицию картины Мункачи «Пар на железной дороге», наш взгляд устремляется вдаль вдоль дороги, которая как бы направляет нас к источнику пара, пропорции золотого сечения достигаются искусственным ограничением ширины полотна парой лошадей. В картине «Пыльная дорога» свечение над деревенской телегой сосредотачивает наш взгляд, и остальные объекты для зрителя менее заметны и менее значимы.

В веб-карте мы можем «играть» с цветом, размером и плотностью объектов для каждого масштаба карты. Например, чем меньше масштаб карты, тем мельче объекты, чем крупнее карта, тем больше количество объектов мы отображаем. Но в границах экрана, при большом увеличении масштаба карты происходит некий парадокс. В узком диапазоне мы не можем видеть объект целиком, и карта нам больше не напоминает карту. Мы можем прочитать только одну мелкую деталь, например, адрес дома, при этом не видя названия улицы и границ самого дома.

Уменьшая масштаб (как бы отодвигаясь), наш диапазон зрения расширяется при постоянной ширине экрана, количество и плотность объектов в поле зрения увеличивается. И вот, опять парадокс. Чтобы не перегрузить карту деталями, сохранить ее читабельность, в мелких масштабах мы применяем генерализацию, делаем объекты менее детальными, отображаем не здания, а населенные пункты, не всю дорожную сеть, а только магистральные дороги.

Все это напоминает поиски «Золотого сечения», и, наверное, подобное правило можно вычислить и применить к веб-картографии.

Для примера приведу свои фотографии отверстия скалы, сделанные на острове Боракай.IMG_0721.JPG (2) IMG_0722 IMG_1250

Добавить комментарий